ПЛОЩАДЬ КУЙБЫШЕВА Образованная улицами Чапаевской, Вилоновской, Галактионовской и Красноармейской, является самой большой площадью в Европе (17,4 га) По углам площади Куйбышева располагаются четыре сквера, поэтому 8 гектаров её территории покрыто асфальтом, 7 — цветниками и зелёными насаждениями. Самарский академический театр оперы и балета расположен на площади и занимает 2,4 гектара её территории. На площади стоит памятник Валериану Владимировичу Куйбышеву архитектора Матвея Манизера. СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ Первые упоминания о площади видны на генеральном плане города от 1853 года. Площадь предусматривалась огромной с размерами 525 на 325 м. Величина её связывалась с престижностью города, а сама площадь предназначалась для постановки на ней соборного храма. 17 апреля 1866 года в день рождения императора Александра II состоялось освящение места сооружения Кафедрального собора. Проект был разработан архитектором Э. И. Жибером. В мае 1869 года храм вместимостью 2500 человек был торжественно заложен. Только в 1892 году была завершена отделка нижнего храма в честь Святого Алексия (автор интерьера Александр Щербачёв). Полностью Кафедральный соборный храм Христа Спасителя был завершён 30 августа 1894 года. Вокруг храма разбито четыре сквера, названные Городской думой Николаевскими в честь наследника престола. Храм выполнен в формах неовизантийского стиля архитектуры, начало которому дал архитектор Константин Тон, создавший проект храма Христа Спасителя в Москве. В 1930 году храм Христа Спасителя был уничтожен, на его месте сейчас стоит здание театра оперы и балета СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ После революции Соборная площадь была переименована в Коммунальную. В 1930 году Кафедральный собор был взорван, его разрушение продолжалось до лета 1932 года. 3 ноября 1931 года Средневолжским краевым исполкомом было принято постановление о строительстве Дома культуры на месте собора. Строительство было завершено в ноябре 1938 года. В 1932 году на западной стороне площади (в прямоугольнике между улицами Фрунзе, Рабочая, Красноармейская и Шостаковича (бывшая Рабочая)) по проекту архитектора П. А. Щербачева в соответствии с Приказом Реввоенсовета СССР № 200 от 20 февраля 1925 года был построен Дом Красной Армии — комплекс зданий, включающий офицерский клуб (нынешний «Окружной Дом Офицеров») В 1935 году Коммунальная площадь была переименована в площадь имени Куйбышева, а через три года на ней был воздвигнут памятник В. В. Куйбышеву. На месте разрушенного храма был воздвигнут Дворец культуры по проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого. Проект здания объёмом более 100000 м³ с библиотекой, музеем и залом на 1250 мест решён в формах советского ампира. Во время войны во дворце культуры давала спектакли труппа Большого театра СССР. 5 марта 1942 года в фойе дворца состоялось первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича. 7 ноября 1941 года, одновременно с парадом в Москве, состоялся наземный и воздушный парад в городе Куйбышеве на одноимённой площади. Перед участниками и гостями парада с трибуны, расположенной напротив здания Дома Красной Армии, выступили К. Е. Ворошилов, Всеволод Иванов, Валентин Катаев. На трибуне находились М. И. Калинин, Н. М. Шверник, Н. А. Вознесенский, А. А. Андреев и другие руководители государства и армии. На параде присутствовали сотрудники большого числа союзных министерств и иностранных посольств, эвакуированных осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы. МОНУМЕНТ «САМАРСКАЯ ЛАДЬЯ» Открытие монумента «Самарская ладья» состоялось на крутом склоне Октябрьской набережной в 1986 году и было приурочено к 400-летию Самары. Беломраморная стела выполнена в виде древнерусской ладьи с раскрытым парусом - как символ города на Волге, основанного во времена царя Федора Иоанновича. Высота монумента – 20 метров. Нос корабля устремлен к Жигулевским горам. Отсюда открывается великолепный обзор Волги. Стела Ладья представляет собой громадный, белый монумент из железобетона в виде летящей ладьи под парусом и является визитной карточкой набережной и всего города. Перед юбилеем города был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победу одержали архитекторы И.Б.Галахов и А.А.Янкин. Скользящая по волнам красивая белая ладья должна напоминать о тех временах, когда царствующий Федор Иоаннович велел построить на Волге крепость для защиты судоходства России. ПАМЯТНИК ШТУРМОВИКУ ИЛ-2 На постаменте установлен настоящий самолёт-штурмовик Ил-2, произведенный в Куйбышеве на авиационном заводе № 18, сбитый в бою во время Великой Отечественной войны. Штурмовик является одним из символов города. ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолёта Ил-2. Но оказалось, что у завода, изготовившего в годы войны более 15000 самолётов Ил-2, нет ни одного экземпляра, а в ВВС он, конечно, давно снят с вооружения. Поиски самолёта поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Они проверили несколько сообщений о найденных штурмовиках, но найденные экземпляры оказались непригодными к восстановлению. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляевым и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Самолёт был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти[1] собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолёт установили на постамент около входа на завод. ПЕРЕНОС ПАМЯТНИКА Городское руководство решило установить памятник в месте доступном для всех, так как создание штурмовика являлось трудом не только авиазавода № 18, но и авиазавода № 1, моторостроительного завода № 24, и многих других предприятий города и огромного числа жителей. За разработку проекта взялся главный архитектор города Алексей Моргун (в молодости он сам работал на авиазаводе клепальщиком). Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Было рассмотрено несколько вариантов расположения самолёта и форм пьедестала (скульптор И. Б. Федоров при участии А. И. Фролова). Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне[1]. В первоначальном варианте самолёт располагался вдоль проспекта Кирова носом на Запад, что символизировало «с Безымянки— на фронт», но проект изменили из-за линии правительственной связи проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома. Чтобы не перекладывать линии самолёт развернули на 90°. 65-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ К очередному юбилею самолёт потребовал восстановительных работ, для чего 28 сентября 2009 год был демонтирован и доставлен на «Авиакор». На постамент самолёт вернули 12 ноября 2009 года[3]. Весной 2010 года памятнику установили подсветку. РЕКОНСТРУКЦИЯ 17 декабря 2015 г. начался демонтаж памятника, поскольку на этом месте на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова велось строительство путепровода. Штурмовик после реставрации на заводе-изготовителе был возвращён в декабре 2017 года. ЛЕНИНГРАДСКАЯ УЛИЦА Расположена в историческом центре города Самары между улицей Максима Горького и железной дорогой в юго-западной части города. Участок между улицей Куйбышева и улицей Галактионовской — пешеходная зона. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ Некоторые здания здесь сохранили своё назначение с момента своего открытия на рубеже XIX—XX веков, к примеру, почта на пересечении улиц Ленинградской и Куйбышева, гостиница «Националь», аптека на улице Фрунзе. В советские времена популярность Ленинградской только возросла. Здесь располагались: центральный куйбышевский универмаг «Юность», торговый дом «Военторг», «Дом обуви» и ювелирный магазин «Жемчуг». На перекрёстке с улицей Куйбышева долгое время работал знаменитый продуктовый магазин «Утёс», просуществовавший вплоть до начала 2000-х годов. На Ленинградской и в советские времена, и сейчас работало и работает множество развлекательных заведений и мест общепита. Клиентами здешних кафе и магазинов были не только самарцы, но и гости города: туристы и командировочные, которые жили в местных гостиницах «Националь» (ныне «Азимут») и «Жигули» (на улице Куйбышева). Несмотря на высокую популярность пешеходной зоны улицы Ленинградской, значительная часть домов на ней до сих пор не реконструирована. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ Здание вокзала построено в 2001 году. Высота здания со шпилем составляет 101 метр СТАРЫЙ ВОКЗАЛ САМАРЫ Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году по проекту Н. И. де Рошефора, он эксплуатировался 120 лет. Общая площадь старого вокзала составляла 3380 м², вместимость — 980 чел, среднесуточная пропускная способность — 1700 человек в сутки, а полезная площадь на 1 пассажира — чуть более одного квадратного метра. САМАРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ Спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость более пяти километров и разделена на четыре участка, по числу очередей застройки. ИСТОРИЯ ВОЛЖСКОГО БЕРЕГА 24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков. По новому плану застройки города Самары (1853) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров. «В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам». В 1853 году Министерство финансов выделило 1975 рублей на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта. В августе 1854 года было начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару, работы были завершены осенью 1855 года, а в начале 1856 года в Самаре завершились работы по благоустройству спусков к реке Волге по Заводской улице (ныне Венцека) и к реке Самаре по Соборной улице (Молодогвардейской). Внешний облик волжского фасада Самары складывался постепенно. 15 марта 1880 года Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода. Краснокирпичные с характерной раскраской корпуса Жигулевского пивоваренного комбината и сегодня привлекают внимание всех, кто проплывает по Волге мимо Самары. В июле 1890 года под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено сооружение часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, считавшегося покровителем Самары. Проект часовни, построенной в «русском стиле» из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, был разработан архитектором А. А. Щербачёвым. «Часовня являлась украшением набережной, на которой размещались торговые ряды и причалы». До конца 30-х годов XX века берег Волги оставался неблагоустроен. Строительство набережной Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Одним из архитекторов набережной (в 1950-х годах) был Михаил Андреевич Труфанов, который считал, что Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны. Проект набережной состоял из 4-х очередей: • первая — от улицы Вилоновской до Некрасовской; • вторая — от Студенческого переулка до завода «Кинап» (разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги — тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту); • третья — от улицы Некрасовской до Речного вокзала; • четвёртая — от «Кинапа» до Силикатного оврага (каскад спускающихся к Волге террас). ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж, а в 1940 году начато строительство первой очереди набережной. Однако благоустройство в этот период не дало полного положительного результата, хотя работы планировщиков наметили основные направления разработки темы в дальнейшем и определили архитектурно-планировочное решение этого, безусловно, уникального места: верхняя терраса набережной должна максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города с включением в него такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха имени Горького (Струковский сад). Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено в 1954 году. За два года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками протяжённостью 1350 метров была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Подпорная стена расширила набережную. Применение гранита на подпорной стенке, лестницах и малых архитектурных формах уже говорило о том внимании, которое проявлялось к эстетике этого сооружения. Для создания соответствующего эстетического звучания на набережной устанавливались бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956—1957 годах на этом участке высажены сотни многолетних деревьев В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная вызывала хорошую реакцию у местных жителей и гостей города. В начале XXI века в этой части набережной появились отдельно стоящие стационарные строения — рестораны «Тет-а-тет» на Вилоновском спуске и «Бирхаус» на Некрасовском спуске, работающие, в отличие от летних кафе, круглый год. ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ В 1958—1961 годах была сооружена вторая очередь набережной на участке между Студенческим переулком (бассейн ЦСК ВВС) и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров. Подпорная стенка строилась из сборного железобетона (изготовлялся в г.Тольятти). В конструктивном отношении она представляла из себя железобетонную плиту с «зубом», на которую ставились наклонная балка и стойка. На наклонную балку навешивались железобетонные плиты. Гранит шёл только на изготовление лестниц, тумб и других малых архитектурных форм. Бульвар шириной от 30 до 60 метров решался широкими, в 7 м прогулочными аллеями с карманами для установки садовых диванов. А в поперечном направлении также устраивались проезды и проходы в местах, отвечающих ритму жилых домов и зелёных бульваров, идущих вверх по склону в жилую застройку. Нужно отметить, что жильё начали строить одновременно с благоустройством набережной, первые дома были сданы в эксплуатацию уже в 1955-56 годах, ещё до завершения работ по благоустройству набережной. Первоначально садовые диваны также были выполнены из бетона, потом их заменили на металлические, которые не сохранились. В планировке бульвара набережной предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них — спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др. Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набережной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту. В 2011 году вторая очередь набережной была реконструирована: общая планировка сохранена, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна, появилась велодорожка. Около бассейна ЦСК заработал светомузыкальный фонтан. В 2014 году на Полевом спуске установлена конная скульптура первого самарского воеводы Засекина. ТРЕТЬЯ ОЧЕРЕДЬ Третья очередь набережной в конце осени Третья очередь набережной — от улицы Некрасовской до Речного вокзала, то есть непосредственно продолжающая набережную первой очереди, была спланирована после ввода в эксплуатацию нового речного вокзала в 1973 году и сноса старого, деревянного. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале века. Потребовалось лишь создать зелёный бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм (архитектор М. А. Труфанов). Проект не был осуществлён в полной мере: так, не построена полукруглая ротонда у центрального спуска к Волге, изменена композиция фонтана у центральной площади (вместо четырёх фонтанов построен один большой, нарушающий центральную ось площади). В 2012 году реконструирована третья очередь набережной. В частности, полностью заменён фонтан «Парус». Реконструированы Аллея соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь». Уложено плиточное покрытие вместо асфальтового, заменены фонари. 11 сентября 2014 года около фонтана «Парус» была установлена скульптурная композиция в виде бронзового мольберта «Бурлаки на Волге» по мотивам известной репинской картины. Автор композиции — самарский скульптор Николай Куклев. ЧЕТВЁРТАЯ ОЧЕРЕДЬ Четвёртая очередь набережной располагается рядом с Ладьёй. Четвёртая очередь набережной была открыта в 1986 году. Она небольшая по протяжённости — от бывшего завода «Кинап» (улицы Осипенко) до Силикатного оврага — и связана с так называемым 4-м микрорайоном. В планировочном отношении отличается от предыдущих набережных, не имеющих больших уклонов. Располагается на крутом склоне и построена путём создания террас. Главным акцентом 4-й очереди набережной является стела, выполненная в виде ладьи с большим парусом. Стела «Ладья» была установлена в 1986 году к 400-летию города Самары. Конкурс на её проектирование выиграли архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин. Высотой стела порядка 20 метров, выполнена из бетона. Сейчас это скульптурная эмблема Самары, один из символов города. ПЛАНЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПЯТОЙ ОЧЕРЕДИ В соответствии с разработанным эскизным проектом пятая очередь набережной будет состоять из трёх ступеней: пляжной зоны, прогулочной зоны, а также парковки с эстакадой, связывающей участок от «Ладьи» до улицы Лейтенанта Шмидта. Реализация амбициозного проекта позволит создать новую зону отдыха и устранит опасность обрушения волжского склона центральной части Самары. ФОНТАН В ЧЕСТЬ 30-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ Расположение: г. Самара, Самарская площадь Описание: 30-струйный фонтан был торжественно открыт 9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Самаре. Над его созданием работали архитекторы В. Каркарьян и В. Борисов. В 1975 году через организованный сквер Победы, в котором и расположен фонтан честь 30-летия Победы, Самарская площадь получила выход к реке Волге. САМАРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО Жемчужина города в оправе шедевров старой самарской архитектуры – Самарский Академический театр драмы им. М. Горького. Словно сказочный терем предстает перед гостями театральный дворец на берегу Волги. Самарский Академический драматический театр имени Горького стал настоящим символом города, это воистину настоящая жемчужина зодчества 19 века. Во второй половине 19 века в России наблюдался настоящий театральный бум. В то время в Самаре был лишь старый деревянный театр на Хлебной площади, располагавшийся в помещении хлебного амбара, построенный в 1855 году на пожертвования и спустя 30 лет пришедший в полный упадок. Для разработки проекта нового здания Петр Алабин пригласил потомственного московского архитектора Михаила Чичагова, имевшего опыт подобного строительства. Свою лепту внесла и городская Дума, идея придать театру облик старорусского теремка, которую Чичагов с блеском воплотил, принадлежит именно думским чиновникам. Театр строился в русско-московском стиле по примеру театра Корша в Москве. В 1888 году театр был построен и представлял собой выстроенное из кирпича оригинальное здание, украшенное пестрыми изразцами и четырьмя пирамидальными башенками. В 1967 году возникла необходимость реконструкции, так как театр обладал весьма примитивной сценой и не имел сценической коробки. Реконструкцией занялись архитекторы В.Ф.Галелихин, Ю.И.Мусатов и В.А.Голосов. И вскоре обновленный театр встретил своих посетителей. По распоряжению президента Российской федерации здание Самарского драматического театра было включено в список памятников истории и культуры федерального значения и официально охраняется государством. Театр, существующий с 1851 года, знаменит не только оригинальным архитектурным обликом, но и известными постановками. Судьба подарила театру счастье открыть удивительные таланты: Стрепетова, Орленов, Чекмасова, Монастырский, Ершова. Самарский академический театр драмы, каждый сезон радует своих поклонников премьерами, талантливая игра самарских актеров не оставляет равнодушными ни самарцев, ни гостей губернии. «РАБОТНИК С ИСКУССТВЕННЫМ СПУТНИКОМ ЗЕМЛИ» На массивном каменно-блочном постаменте на Центральной набережной Волги установлена скульптура из черного металла «Работник с искусственным спутником Земли». Она изображает молодого человека, поднимающего на руках к небу искусственный спутник нашей планеты. Памятник символизирует заслуги предприятий Самары в исследование космического пространства и в создании ракетно-космической техники. ПАМЯТНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «СОЮЗ» Памятник представляет собой настоящую ракету Р-7, удерживающую конструкцию и металлическое здание. Высота ракеты вместе с зданием — 68 метров, вес — 20 тонн. Удерживающая конструкция весит 53 тонны. Установленный экземпляр ракеты был изготовлен в 1984 году куйбышевским заводом «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчетов на космодроме Плесецк. В 1999 году ракету, уже выработавшую свой ресурс, подарили РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в честь 40-летнего юбилея предприятия, который переделал её под макет, с ракеты сняли все оборудование и укрепили болтами, которых только на баки пошло около 13 тысяч. Кроме того, ракета была перекрашена в белый цвет, а часть обтекателя космического корабля — в оранжевый. Оригинальный цвет баков ракеты — серый («шаровый»), белой ракета при запуске выглядит от инея, покрывающего баки жидкого кислорода. Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение, ставшее одним из самых удачных в городе за последние годы (проект архитекторов Жукова и Чичерина). МОНУМЕНТ СЛАВЫ в Самаре находится на площади Славы в Ленинском районе города. Является одним из символов Самары. Монумент Славы возводился в Куйбышеве (так тогда называлась Самара) в период 1968—1971 годов и был открыт 5 ноября 1971 года. Возведён в честь огромных заслуг рабочих авиапромышленности Куйбышева, внёсших большой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Авторами проекта выступили скульптор Павел Иванович Бондаренко(руководитель коллектива), московский архитектор А. Б. Самсонов и скульптор Олег Сергеевич Кирюхин. Средства на возведение памятника были собраны по всему городу — каждый работник куйбышевских заводов и фабрик пожертвовал по 1 рублю. Куйбышевский горисполком определил местом возведения монумента бровку у склона Ярмарочного спуска. Величественный монумент, выполненный из высоколегированной стали, представляет собой 13-метровую фигуру рабочего, стоящую на 40-метровом постаменте лицом к Волге. Рабочий на поднятых вверх руках держит большие наклонённые плоскости, символизирующие крылья выпущенных в Куйбышеве военных самолётов. Фигура рабочего символизирует труженика, а постамент — возносящийся в небо яркий луч. Рядом с монументом установлен мемориальный комплекс «Скорбящая мать» по проекту тех же авторов, которые создали монумент, и Вечный огонь.